Причины, по которым мы покупаем автомобили сегодня, могут совершенно измениться в ближайшие десятилетия. BBC пообщался с футурологом Ford, который попытался предсказать автомобильную культуру 2050 года. Большинство из нас, у кого есть автомобили, привязаны к ним. Мы не представляем себя без них. Но реальность такова, что эти транспортные средства, которые занимают в нашей жизни не последнее место, проводят 95% своего времени, стоя на дорожной обочине или в гараже. А теперь представьте, что вы по-прежнему владеете автомобилем — совершенно новый автомобиль — за который вы не должны платить.
Но с одним условием. Вы делите эту машину с незнакомыми людьми, сдаете ее им в аренду, когда им нужно. Как вариант, можно выбрать нескольких водителей в нескольких городах. Это может повлиять на то, как мы покупаем — и используем — наши автомобили в ближайшие годы.
Шерил Коннелли, глава по глобальным потребительским тенденциям и футурист Ford, думает об этом каждый день; не столько о том, какие автомобили люди будут покупать через два года, а будут ли они вообще водить автомобили через 20 лет.
Сделка с арендой незнакомцу — это пример. Примерно 12 тысячам лондонцев и 14 тысячам других водителей в семи городах США предложили предоставить временные места в своих автомобилях заранее отобранным арендаторам, как бы сдать автомобиль напрокат. Идея заключается в том, что они могут заработать достаточно денег, чтобы покрыть платежи, связанные с автомобилем, тем самым получая автомобиль, который им нужен, практически бесплатно. Среднестатистический автомобиль припаркован почти все время, занимает место и не делает ничего полезного. Так что его разделение может иметь смысл, но некоторые люди не представляют, как дают другим людям поводить свою машинку. Эта идея им кажется совершенно абсурдной.
И все же реальность такова, что пиринговое разделение с помощью услуг вроде easyCar Club, разделение автомобилей с помощью Uber или Lyft, становится все более и более распространенным. Кроме того, кажется, что чем мы моложе, тем меньше мы преданны идее собственного автомобиля, в отличие от наших родителей когда-то давно. «Если спросить кого-нибудь старше тридцати лет, что для него означает мобильность, он, вероятнее всего, ответит транспорт», — говорит Коннелли.
«Если спросить кого-то моложе тридцати, высоки шансы, что он ответит: мобильные телефоны».
Задача Коннелли — вглядываться в будущее, оспаривать наши предубеждения и помогать одной из самых знаменитых автомобильных компаний с историей. Она работает в новеньком исследовательском центре Ford в Кремниевой долине, который открылся в начале года. Само существование новой лаборатории свидетельствует о растущей важности пользовательской электроники для пользователей, как внутри, так и за пределами автомобилей, признает Коннелли.
«Мы знаем, что должны знать об автомобилях; в компании нет дефицита автомобильных экспертов. Но когда вы пересекаете тот порог, за которым автомобиль перестает быть таковым? Поэтому нам приходится переосмысливать нашу позицию на рынке».
Бывший генеральный директор Ford Алан Мулалли говорил о своей компании как о компании потребительской электроники, а новый генеральный директор Марк Филдс любит говорить о ней как «мобильной» компании. Когда-то это могло вызвать недоразумения в Детройте, на родине американского автопрома. Слово «мобильность» может показаться небольшим изменением, но оно свидетельствует о большом сдвиге в мышлении.
«Я думаю, что мы в Ford хотим позиционировать себя как инноватора, а значит, нам нужно думать о будущем так, как никто еще не думал», говорит Коннелли. «Это не ново для нас, — продолжает она. — Генри Форду приписывают высказывание, что в его дни, когда он спрашивал людей, что они хотят, они говорили [что-то] „быстрее лошадей“».
Что же Коннелли думает о том, каким будет будущее автомобилей и как оно будет постепенно к этому приходить?
«Мы вдоволь наговорились о 2, 5, 10, 15, 25 годах, — говорит она. — Поэтому я думаю о годе 2050. Он на расстоянии вытянутой руки, но будет кардинально отличаться от мира, который мы знаем сегодня. Сегодня население мира составляет семь миллиардов человек. К 2050 году, по консервативным оценкам, оно будет девять миллиардов. Мы увидим больше скоплений, больше урбанизации, больше мегаполисов. В Пекине люди тратят на передвижение по пять часов в день. Добавьте еще пару миллиардов людей, и представьте, как сильно все ухудшится».
Коннелли считает, что положение дел таково, что нам придется бросить вызов нашим привычным представлениям о будущем — жизнь будет не такой, какой мы ее знаем, хорошо это или плохо. Автомобили станут в меньшей степени аксессуаром образа жизни, символом статуса, и в большей — чем-то, что нам придется использовать время от времени, как пылесос или лестницу.
Мы будем искать самый дешевый и самый функциональный способ добраться из пункта А в пункт Б, не застряв в пробке. Мы можем взять напрокат велосипед, мотоцикл, почитать с часок в автомобиле и вернуться домой, позвонив незнакомцу по приложению на телефоне. Это изменение будет означать большой сдвиг для производителей. К этому сдвигу Коннелли надеется подготовить Ford.
«Даже если рассматривать автомобиль как утилитарную технику, как сделать ее лучше, персональней, настроенной, идеальной?». Мы все можем выиграть от работы, которую будут проводить разрушители и созидатели транспортных отраслей, но только если будем готовы и в состоянии признать, что происходят перемены.
Коннелли не хочет вдаваться в подробности того, как мы могли бы персонализировать свои автомобили, но будущее персонализации кажется весьма пестрым, даже если мы не будем обладать собственным транспортом. В конце концов, автомобиль сможет автоматически приспосабливаться к предпочтениям водителя.
Чем дальше в будущее, тем больше автомобиль будет отражать личность водителя. Только потому, что вы не купили и не владеете красной «феррари» в 2015 году, не значит, что вы не можете проецировать ее картинку на внешнюю сторону стекла. Вопрос в том, захотят ли этого водители будущего?
По материалам BBC